Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ
Гранд амбиции Amazon были обнародованы на прошлой неделе в сообщении, что компания приобретет Whole Foods за $13,7 млрд. Этот шаг поставил вопрос, с которыми столкнутся сначала книготорговцы, а затем остальная части розничной торговли, и теперь, казалось бы, все: Как вы можете конкурировать с таким розничным гигантом?
Amazon не просто хочет быть местом, где вы что-то покупаете онлайн. Он хочет быть местом где вы смотрите телевизор, участвовать в том, как вы взаимодействуете с вашим домом, инфраструктурой, стоящей за вашими любимыми веб-сайтами - даже местом, где вы что-то покупаете оффлайн - после того, как этот бегемот электронной коммерции проглотит компанию оффлайн розничной торговли.
Таким образом, Amazon является компанией хорошо подходящей для своей эпохи, как Нил Ирвин отметил на прошлой неделе в Нью-Йорк Таймс. Сегодня экономика, отметил он, «пестрит победителями, получающими все эффекты и огромные преимущества, извлекаемые из крупнейших и лучше управляемых организаций, в ущерб выскочкам и вторым скрипкам».
Но единственная ли это стратегия эпохи «победитель получает все», чтобы получить как можно больше, чтобы стремиться в конечном счете служить всем, и удовлетворить все их потребности?
Рид Гастингс из Netflix так не думает. Конечно, Netflix - не предприятие мамы и папы. Компания стоит $65 млрд. и имеет 100 миллионов абонентов. Но в недавнем интервью Recode, Гастингс явно отверг подход, предполагающий стратегию по достижению мирового господства. Когда его спросили, почему Netflix не имеет планов, чтобы добавить прямые трансляции спортивных событий, он объяснил:
«Мы не пытаемся удовлетворить все потребности. Бизнес-стратегия компании Amazon является очень широкой. Я имею в виду, материал, который будет в Прайм через пять или десять лет, будет удивительным, правда? И поэтому мы не можем пытаться быть, - мы никогда не будем столь же хороши, как они в том, кем они пытаются быть. То, чем мы можем быть, это брендом с эмоциональной связью, как HBO или Netflix. Так, подумайте об этом, как они пытаются быть Walmart, мы пытаемся быть Starbucks. Таким образом, мы сосредоточены на одной вещи, которой люди очень увлечены».
Майкл Портер одобрит. «Суть стратегии заключается в выборе того, что не делать», - написал он в 1996 году в классической книге «Что такое стратегия?» По мысли Портера, устойчивое конкурентное преимущество зависит от компромиссов, в том числе того факта, что это трудно одной компании обслуживать все клиентов в широком спектре потребностей. «Компания, известная за доставку одного вида ценности, может не заслужить доверия и запутать клиентов - или даже подорвать свою репутацию - если она будет обеспечивать еще один вид ценности или попытается объединить две несовместимые вещи в одно и то же время», - пишет Портер.
Гастингс утверждает, что правила Портера не были отменены. Действительно ли стратегические компромиссы ограничивают возможности Amazon конкурировать с Netflix? Сложно сказать. Может быть, цифровые технологии и изменение масштаба экономики действительно изменили характер конкуренции, как говорит Ирвин. Но для большинства компаний, пытающихся конкурировать со «Страшной пятеркой» (Amazon, Apple, Facebook, Microsoft и Alphabet, дочерняя компания Google), это проигрышный гамбит. И если бы вы сделали ставку на то, что фирмам удастся процветать вместе с гигантами, это было бы хуже, чем выбор таких, как Netflix, где генеральный директор думает о компромиссах и дифференциации.
В эпоху, когда небольшое число крупных компаний имеют беспрецедентный охват и контроль, центральный вопрос Портера кажется более важным, чем когда-либо: Кем вы не будете?
С компаниями-гигантами сложно конкурировать. Вместе с тем, на рынках, где большое количество небольших компаний, почти всегда найдется место новичку. Например, рынок кредитных брокеров. Достаточно предлагать лучшую помощь на более выгодных чем у конкурентов условиях в получении, например, потребительских кредитов под залог недвижимости, как это делает сайт www.kredit911.ru, и можно в течении некоторого времени получить приличный приток заемщиков и хороший уровень продаж. Конечно, все это не дается сразу: компании необходима репутация на кредитном рынке и среди брокеров, известность, опытные специалисты в сфере кредитования, но достичь желаемого в данном случае, кажется, полегче, чем в «клещах» у конкурентов из «Страшной пятерки».
Источник - Hbr.org
www.stplan.ru - 20.06.2017 20:01