Стратегия развития ОАО «Аэрофлот» в условиях экономического кризиса
Войти в десятку крупнейших авиакомпаний Европы - таковы стратегические планы гендиректора ОАО "Аэрофлота" Виталия Савельева. Правда, еще нужно получить от «Ростехнологий» шесть новых «дочек». Чтобы удержать пассажиров в кризис, "Аэрофлот" даже занялся демпингом, признался вчера Виталий Савельев: в 2009 году перевозчик недополучил от продажи билетов около 12 млрд руб. А больше половины рейсов (на Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Братиславу и проч.) были нерентабельны. «Но мы шли на снижение цены сознательно», - заверил Савельев.
ОАО "Аэрофлот" все активнее выходит на рынок туристических перевозок: открыл рейсы в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Ларнаку и другие центры притяжения отдыхающих. Но главную ставку Савельев делает на шесть перевозчиков, которые "Аэрофлот" получит от «Ростехнологий» (крупнейшая из них - ГТК «Россия»). Уже к следующему лету пассажиропоток объединенной компании может составить около 20 млн человек (против 11 млн в 2009 году). И тогда «мы можем войти в десятку крупнейших авиакомпаний в Европе», резюмирует Савельев.
По европейскому примеру будет организована и работа укрупненного «Аэрофлота»: каждая из восьми «дочек» (с учетом нынешних - «Норд авиа» и «Дон авиа») займет определенную нишу рынка. Сам «Аэрофлот» останется в премиум-классе, а на основе других компаний можно создать чартерного перевозчика и даже дискаунтер. Как только шесть авиакомпаний перейдут в управление «Аэрофлота», он, по словам Савельева, займется оптимизацией персонала, маршрутов и проч.; есть и финансовые обязательства, в частности реструктуризация кредита ГТК «Россия» в 2,5 млрд руб. перед ВТБ.
Кроме того, ОАО "Аэрофлот" расширяет географию регистрации пассажиров через Интернет на свои рейсы. На все рейсы "Аэрофлота", вылетающие из Баку, Бангкока, Дели, Ханоя, Сеула, Астрахани, Барнаула, Магадана, Калининграда, Санкт-Петербурга, Перми, Петропавловска-Камчатского, Сургута, Екатеринбурга, Тюмени, Уфы, Южно-Сахалинска и Волгограда можно зарегистрироваться не в аэропорту, а находясь дома или в офисе - по Интернету. Теперь через Интернет могут зарегистрироваться пассажиры "Аэрофлота" из 32 городов, как российских, так и зарубежных.
В конце марта 2010 года регистрация через Интернет стала доступна пассажирам "Аэрофлота", вылетающим из Лондона и Ларнаки. Ранее такая возможность появилась у пассажиров "Аэрофлота", вылетающих из "Шереметьево", а затем регистрация через Интернет стала доступна пассажирам "Аэрофлота", вылетающим из Еревана, Пекина, Шанхая, Токио и Дубаи, Анапы, Красноярска, Самары, Минеральных Вод, Омска, Нижневартовска.
Сейчас ОАО "Аэрофлот" - 13-й в Европе по числу перевезенных пассажиров. Но даже с новыми «дочками» он может не попасть в десятку, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Слишком активно консолидируются сейчас европейские игроки, объясняет она: Lufthansa поглотила Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines, британскую BMI и проч. Их суммарный пассажиропоток в 2009 году составил 76,5 млн человек, а у объединенных British Airways и испанской Iberia будет 58 млн. Для сравнения: все авиакомпании России перевезли около 50 млн человек.
Когда и как «Аэрофлот» получит шесть новых «дочек», Савельев не говорит: есть варианты как с обменом акций между перевозчиком и «Ростехнологиями», так и с передачей активов «Аэрофлоту» по указу президента, но решение за правительством. Это, впрочем, не мешает компании выкупать собственные акции у структур Александра Лебедева. Часть пакета - 6,3% - приобретена, по 19,5% сделка не закрыта. «С господином Лебедевым никаких проблем нет», - утверждает Савельев, несмотря на то что недавно бизнесмен грозился сорвать сделку. Акции пригодятся, продолжает Савельев: если не для обмена с «Ростехнологиями», то, например, для увеличения free float - он у «Аэрофлота» всего 5-6%. Так что выкупленные у Лебедева бумаги можно продать на рынке.
Пока «Аэрофлот» и «Ростехнологии» обсуждают передачу активов в управление главному перевозчику страны, соглашение будет подписано до конца апреля. И никаких разногласий также нет, уверяет Савельев. Хотя документ планировалось подписать еще в феврале.
Лебедев говорит, что ждет решения правительства, а получить комментарии «Ростехнологий» пока не удалось. Перед размещением облигаций «Аэрофлот» получил рейтинг BB+, рассказал Савельев. Это как у British Airways, не скрывал он гордости, и на ступеньку выше, чем у перевозчиков США. «Аэрофлот» уступает лишь Lufthansa – просто в момент исследования авиакомпании стало известно о передаче ей активов «Ростехнологий», объясняет Савельев.
ОАО "Аэрофлот" - лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть насчитывает 856 пунктов в 169 странах. В 2009 году перевез 8,755 млн человек. "Аэрофлот" занял первое место по обслуживанию пассажиров в экономическом классе на коротких и средних рейсах, а также в бизнес-классе на дальних рейсах среди европейских участников альянса SkyTeam. Лидирующие позиции "Аэрофлота" определились на основе маркетингового исследования SkyTeam "Onboard Survey" за период апрель - сентябрь 2009 года.
"Аэрофлот" первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO. Обладает единым сертификатом соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2000. "Аэрофлот" располагает одним из самых молодых самолетных парков в Европе, который насчитывает 114 воздушных судов. "Аэрофлот" базируется в Москве, в международном аэропорту "Шереметьево".
Источник - http://www.stplan.ru/
Опубликовано 11.04.2010 12:43