О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

В ближайшие 20 лет Россия перестанет быть крупнейшим рынком сбыта для ОАО Газпром

К 2030 году ОАО "Газпром" планирует на треть увеличить продажи. Но весь новый газ будет продан на экспорт. На поставках российским потребителям много не заработаешь, говорят в концерне К 2030 году продажи «Газпрома» должны достичь 710-765 млрд куб. м, говорится в презентации концерна (есть у «Ведомостей») ко Дню инвестора, который прошел в пятницу. Это около 30% роста к показателям докризисных 2007-2008 годов. Но продажи в России «Газпром» увеличивать не намерен (см. иллюстрацию). Руководство концерна считает, что весь прирост спроса должны удовлетворить независимые производители. В результате их доля на внутреннем рынке должна вырасти до 33-40% (против 27% в 2008 году), следует из презентации.

Основную ставку «Газпром» делает на дальнее зарубежье. Поставки в Европу, Азию и США должны удвоиться — до 320-345 млрд куб. м к 2030 году. Таким образом, Россия перестанет быть крупнейшим рынком сбыта для «Газпрома».

Экспорт всегда приносил концерну главные доходы: российская цена на газ в разы меньше европейской (по итогам 2008 года — в 6 раз, 2009 года — в 5 раз). В 2006-2007 гг. чиновники обещали «Газпрому», что с 2011 года Россия будет приносить ему те же доходы, что и Европа, но из-за кризиса этот срок сдвинулся на 2014 год. И нет гарантий, что не сдвинется снова, хотя российские цены и правда растут ускоренными темпами, отмечает менеджер компании.

К 2030 году спрос на газ в Европе, по разным оценкам, вырастет к уровню 2008 года на 19% до 713 млрд куб. м, говорится в материалах «Газпрома». Спрос в США — на 10% (до 800 млрд куб. м), а потребности в газе новых поставщиков — в 10 раз до 292 млрд куб. м. Потребление газа в Китае взлетит почти вдвое — до 330 млрд куб. м.

Почти четверть прироста на привычном рынке Европы — около 30 млрд куб. м — «Газпром» уже законтрактовал, говорится в презентации. В США же придется идти со сжиженным газом (СПГ). И конкуренция здесь очень высока. Это не ЕС с 20-летними контрактами и принципом «бери или плати», отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Кроме того, для реализации всех этих планов в 2010-2030 гг. нужно инвестировать 4-14,4 трлн руб., говорится в презентации. Главные расходы — на освоение Ямала (4,2-4,3 трлн руб.), на новые и действующие газопроводы в других регионах (3,7-3,9 трлн руб.), а также Штокмановское месторождение (1,4 трлн руб.).

Рано или поздно такие инвестиции в Ямал и Штокман действительно понадобятся, рассуждает Борисов: мегапроекты должны не только дать так называемый «новый газ», но и компенсировать падающую добычу «Газпрома» в Западной Сибири.

Гигантское месторождение на Ямале — Бованенковское концерн хочет запустить в конце 2012 года (правда, его старт уже откладывался); максимальная мощность участка — 140 млрд куб. м газа в год, у Штокмана — 95 млрд куб. м. Но когда будут достигнуты эти показатели, «Газпром» не раскрывает.

Непонятна и судьба штокмановского проекта. В пятницу его акционеры «Газпром», Total и Statoil объявили об очередной задержке с запуском добычи. Раньше он планировался в 2013 году, а производство СПГ — в 2014 году. Новый график — 2016-2017 гг. Главная причина — изменение рыночной конъюнктуры, говорится в сообщении оператора первой фазы Штокмана — Shtokman Development. И эти сроки тоже не окончательные: график будет после утверждения инвестиционного решения в марте 2011 года (по СПГ — до конца следующего года). От дополнительных комментариев представители компаний отказались.

Штокман — газовое месторождение на шельфе Баренцева моря, одно из крупнейших в мире (запасы — 3,9 трлн куб. м). Но Россия пока не научилась осваивать северный шельф: государство выдало лицензию на освоение месторождения еще в 1992 г., и с тех пор проект несколько раз откладывался.

Еще один вопрос — масштабные планы «Газпрома» по расходам на новые газопроводы, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Мощности действующих газопроводов в Европу — около 200 млрд куб. м в год, включая украинские и белорусские системы, напоминает он. Строящийся «Северный поток» увеличит их до 255 млрд куб. м, этого с лихвой хватит для прогнозируемого роста экспорта в Европу. То есть до 2030 года огромный «Южный поток» — с мощностями до 63 млрд куб. м и сметой до 1 трлн руб. — вряд ли нужен, резюмирует эксперт.

ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»). Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes 2000 (2006 год), «Газпром» по выручке занимает 64-е место среди европейских компаний, и 113 место среди мировых компаний. Компания занимает 22 место в Fortune Global 500 (2009 год).

ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Источник - Ведомости 08.02.2010

Опубликовано 08.02.2010 22:35

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Матрица БКГ

Миссия и цели компании

Матрица Ансоффа

Матрица Маккинзи

Матрица АДЛ

Анализ окружающей среды предприятия

Матрица Шелл

История развития управленческой мысли

Управление в условии слабых сигналов

Стратегический анализ

Стратегическая информация

Школы стратегического планирования

Понятие стратегии

Управление стратегическими изменениями

Понятие стратегического управления

Понятие и этапы стратегического планирования

Управление выбором стратегических позиций

Управление стратегическими задачами

Общая модель стратегического управления

SWOT-анализ

Концепция управления БКГ

Концепция управления АДЛ

Реализация стратегии

Анализ внешней среды

Альтернативные модели планирования

Концепция управления Шелл

Матрица Хофера

Стратегия реструктуризации

Методы разработки стратегии

Пирамида стратегического управления

Инструменты стратегического менеджмента

Проблемы применения SWOT-анализа

Сопротивление переменам

Примеры бизнес стратегий

Способы разработки стратегии

Стратегии российских компаний

Стратегический маркетинг

Организация стратегического планирования

Разработка стратегии дифференциации

Сравнение методов стратегического анализа

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

Компания Adidas планирует продать свое подразделение Reebok

Зачем вам нужна сильная стратегия видео рекламы для вашего бизнеса

Генеральный директор Domino покидает компанию после восстановления репутации сети пиццерий

Rockwood объявила об улучшении стратегического планирования

Стратегия Cisco делает ставку на программное обеспечение для перехода на облачные технологии

Почему стратегия удержания - это лучшее для American Airlines сейчас

Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ