О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

Некоторые моменты внедрения стратегического управления на предприятиях малого бизнеса

Стратегическое управление и планирование создано теоретиками на основе изучения реальной практической работы различных компаний по всему миру. Поэтому все этапы внедрения стратегического планирования на предприятии малого бизнеса в целом схожи с этапами его реализации в средних и крупных компаниях. Разница состоит лишь в деталях, а также в том, что вся деятельность малой компании происходит на глазах у ее руководителя.

Как и в других случаев, процесс стратегического управления и планирования на малом предприятии следует начинать с анализа окружающей среды. На данном этапе необходимо понимать, чем будет занимать компания, какие у нее есть ресурсы, на какую долю рынка она сможет претендовать, какой уровень конкуренции на данном рынке. Для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз отлично подойдет SWOT-анализ. При этом нет необходимости что-то усложнять, а стоит просто определить по два-три обстоятельства для каждой ячейки таблицы SWOT, понять в целом какова ситуация и что необходимо делать.

На малом предприятии сложно что-то утаить, к тому же все происходит быстрее, чем у крупных компаний. Малое предприятие все равно что находится на ладони, и это скорее стратегическое преимущество (сильная сторона). Существует хорошая возможность для оперативного маневра, быстрого принятия решений. Сильными сторонами малого предприятия могут стать квалифицированные кадры, надежные поставщики, а также качественный оригинальный товар. Слабой стороной – отсутствие опыта работы на конкретном рынке.

Возможности и угрозы – это внешние факторы. Угрозы – это обычно действия конкурентов, а в случае малого бизнеса сильная конкуренция может стать даже фатальным фактором, и местных властей. Вот почему так важно бывает в малом бизнесе четко представлять себе уровень конкуренции и предполагать их возможные действия, а также уметь правильно вести себя с местными властями, и соблюдать порой не совсем справедливые, как кажется традиции. Возможности – в первую очередь следует искать в изучении потребностей, в неправильных действиях конкурентов, в умении договариваться и использовать изменения в законодательстве и во внешней среде вообще во благо собственной компании.

Следует определить миссию и цель работы малого предприятия. Проведя анализ окружающей среды, поняв с чем придется столкнуться при выходе на рынок, сделать это уже будет не сложно. Тут следует учесть, что цель должна быть уникальной, реально достижимой, измеряемой и ограниченной по времени. Не стоит ставить перед компанией абстрактные цели без четкой привязки к количеству и времени, так как в противном случае данная цель будет попросту невыполнимой.

Для разработки стратегии необходимо понимать (возможное, предполагаемое) стратегическое положение компании на рынке. Стратегия – это план по достижению цели. Здесь очень важно четко представлять, где находится малое предприятие сейчас и где оно должно оказаться в случае реализации стратегии. Стратегический анализ можно провести в двух измерениях: привлекательность рынка и конкурентоспособность товара (конкурентная позиция). При необходимости, можно добавить третий фактор – технологический.

Реализация стратегии в компании малого бизнеса может быть проще в том плане, что ее легче корректировать. Поскольку компания небольшая, то существует возможность быстрее реагировать на изменения, оперативно устранять ошибки, реагировать на угрозы и пользоваться возможностями. Фактор обратной связи, так необходимый при реализации стратегии, на малом предприятии, при наличии грамотной системы управления, может быть гораздо более сильным, а информация, поступающая по каналам обратной связи, менее искаженной. Не удивительно, ведь ей не надо проходить через несколько департаментов или преодолевать большое количество ступенек по иерархической лестнице.

С практической точки зрения, реализация стратегии означает проведение таких мероприятий, как получение, в случае необходимости, кредита в банке для оплаты аренды, офисной мебели и техники и создания оборотного капитала, аренда офиса, открытие одной или нескольких торговых точек, оборудование офиса и торговых точек необходимой мебелью и техникой, в случае торгового предприятия, заключение договоров с поставщиками, привлечение клиентов и заключение договоров с ними, в случае сотрудничества с постоянными клиентами - юридическими лицами, создание штатного расписания и прием на работу требуемого количества сотрудников.

По мере выполнения стратегии необходимо четко реагировать на различные возможности и угрозы внешней среды, оценивать собственные силы и слабости, проводя мониторинг окружающей среды путем отслеживания ситуации в целом, анализа отчетности и информации, поступающей по каналам обратной связи. Проводить анализ стратегического положения компании на рынке время от времени также необходимо: во-первых, чтобы не пропустить важных изменений на рынке хозяйствования в целом, а во-вторых для того, чтобы оценить собственное отклонение от намеченного стратегического плана и тенденции развития рынка.

В случае понимания необходимости корректировки стратегии, действовать необходимо максимально быстро, благо специфика малого предприятии это позволяет. Чем быстрее буду приняты требуемые корректировки, тем меньше окажутся негативные последствия неправильных предположений, либо изменений во внешней среде.

В заключении следует отметить, что развитию малого бизнеса в России мешают, в первую очередь, порой непродуманные и спонтанные действия властей, некоторые особенности федерального и местного законодательства, отсутствие реальной конкуренции и наличие монополий во многих отраслях экономики, в ряде случаев высокие цены на аренду офисов и торговых помещений, неоптимальная система налогообложения и различные другие ограничения. Поэтому предприятиям малого бизнеса как никому другому необходимо крутиться, оптимизировать расходы, искать надежные связи и постоянных клиентов. В данной ситуации, внедрение системы стратегического управления на таких предприятиях безусловно позволит повысить эффективность их работы и поможет выжить в столь агрессивных условиях внешней среды.

Источник - http://www.stplan.ru/

Опубликовано 23.10.2013 15:30

Другие статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

 + Менеджмент организации

 – Стратегическое управление

 – Стратегическое планирование

 + Матрицы стартегического планирования

 + Стратегический анализ

 + Стратегии

 + Стратегический маркетинг

 + Организационная структура

 + Принятие решений

 + Бизнес-планирование

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

Компания Adidas планирует продать свое подразделение Reebok

Зачем вам нужна сильная стратегия видео рекламы для вашего бизнеса

Генеральный директор Domino покидает компанию после восстановления репутации сети пиццерий

Rockwood объявила об улучшении стратегического планирования

Стратегия Cisco делает ставку на программное обеспечение для перехода на облачные технологии

Почему стратегия удержания - это лучшее для American Airlines сейчас

Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ