Google не смог бы выжить с одной стратегией
Когда Google объявил о создании Алфавита, своей новой зонтичной организации, которая отделяет бизнес "хлеб с маслом" Google, такой как Google Search и YouTube, от рискованных или непрофильных предприятий, таких как GoogleX и Google Capital, акционеры радовались. Как пишет Тодд Зенгер в своей недавней статье на HBR "Почему Google стал Алфавитом", инвесторы чувствовали себя несколько неловко с подходом компании Google по смешиванию несвязанных инвестиций, приобретений и бизнесов, потому что это, казалось, ограничивает прозрачность, подотчетность и дисциплину. Там были также преимущества бренда для изменений, как Кевин Лейн Келлер объяснил в другой статье.
Но давайте подумаем о движении Google с точки зрения стратегической перспективы: Что означает создание Алфавита, говорит нам о стратегических мотивах компании?
Алфавит, Ларри Пейдж пишет на abc.xyz — новый URL Алфавита — обозначает две вещи: коллекция писем, которые представляют язык, основание для индексируемых результатов поиска Google (зрелой бизнес компании). Конкурентоспособность в таких компаниях обычно стимулирует масштаб, эффективность и нарастающие улучшения, чтобы оставаться релевантной.
Но Алфавит также обозначает альфа ставки (alpha-bets), т.е. держит пари на альфе (окупаемость инвестиций выше оценки). “Пари на альфе” относится к инвестированию в проекты, у которых может быть низкая вероятность успеха, но также и очень значительный доход в случае успеха. Проект Лун – это такой проект «полет на Луну», обеспечение доступа к Интернету в отдаленных регионах путем оснащения воздушных шаров возможностями беспроводной связи.
Пейджевское различие приводит в жизнь идею стратегической расторопности: способность компании исследовать новые методы, продукты и бизнес-модели, в то же время, эксплуатируя существующие — способность, которая и удивительно ценна и одинаково трудна на практике.
Поскольку мы пишем в статье «Вашей стратегии необходима стратегия», успешные компании в сегодняшней разнообразной и динамической деловой среде делают следующее: они выбирают правильный подход к стратегии и выполнение для каждой части бизнеса — и оживляют получающийся коллаж подходов, поскольку обстоятельства изменяются или каждая компания развивается.
Таким образом, что создатели стратегий могут узнать из примера Алфавита? Три основные вещи. Новая структура Алфавита:
1. Позволяет каждой единице развертывать правильный подход к стратегии и выполнению. У многих технических компаний есть инновации - и управляемые разработкой культуры, типичные для ловких, импровизаторских стартапов. Многие уже построили созревающие, многомиллиардные основные компании, как бы то ни было. Когда части бизнес-портфеля растут и развиваются, могут быть необходимы разные подходы к стратегии и выполнению. Как лидер рынка в рекламе онлайн AdWords, возможно, должен придерживаться более классического подхода к стратегии, с большим акцентом на планирование, экономию за счет роста масштаба производства и оптимизацию бизнес-модели; тогда как новаторские компании, возможно, должны использовать призрачный подход, который подчеркивает скорость и постоянство в признании и обращении к невстреченной потребности с новым продуктом или бизнес-моделью. Быстро изменяясь, непредсказуемые, эмбриональные компании могут потребовать адаптивного подхода, который подчеркивает быстрое повторяющееся экспериментирование и организационную гибкость. И некоторые компании могут предоставить возможность развернуть подход формирования, в котором организующая компания строит совместную экосистему вокруг общей платформы. Попытка применить единственный подход к стратегии и выполнению к этим совсем разным ситуациям ставит под угрозу конкурентоспособность и работу.
2. Облегчает строить необходимые возможности в каждом бизнесе.
Чтобы эффективно применить различные стратегические подходы в различной деловой среде, компания должна также быть в состоянии поддержать каждый из них с соответственно дифференцированными возможностями и культурой. Центр дисциплины и эффективности классических компаний порождает совсем другие потребности по сравнению с переданными, вольными адаптивными компаниями, например.
С своим печально известным аппетитом к найму инженеров и программистов, известным как политика “20% времени” (которая позволила сотрудникам использовать один день в неделю, чтобы работать над параллельными проектами) и «базирующимся на кухне» подходом к сообществу, Google создал очень отличительную культуру.
Новый модульный подход к стратегии и организации, реализованный с помощью Алфавита, позволяет изменять тот уникальный рецепт согласно потребностям каждого бизнеса. Провидцы, любители риска и технические гении могут соответствовать лучше «летающим на Луну» компаниям, и дисциплинируемым деятелям, оптимизаторам и коммерческим типам для их более зрелых компаний, например. Это также позволяет Google использовать различные стили лидерства и развивать различные культурные изменения для каждого из них.
3. Делает меньшими препятствия к приобретению и росту компаний.
Головная организация также осуществляет формирование и покупку новых компаний намного легче. Прозрачное сообщение даст акционерам то, что они ищут. А модульная структура означает, что проблемы интеграции минимизированы. Формирование, покупка и продажа филиалов являются признаком экспериментирования приобретением. Структура зонтика увеличивает техническую гибкость компании и гибкость, чтобы изменить портфель.
Google, теперь с Алфавитом, реструктурировал свою организацию, чтобы реализовать ловкий подход к своему бизнесу, потенциально извлекая выгоду как от проектов «полета на Луну» и новых компаний, так и от зрелого основного бизнеса. Движение Google - часть более широкой тенденции к “расщеплению” вздутых деловых структур, что доказывается увеличивающимся уровнем корпоративных разделов и реорганизаций. В то время как другие факторы, такие как налог и распределение капитала, несомненно, также играли роль, потребность применять больше сделанных на заказ подходов к стратегии и внедрению в более разнообразной и динамической деловой среде была ключевым фактором. “Разделение” не единственный подход к достижению расторопности, но это - очень эффективное средство для бизнес-портфелей умеренной сложности и динамизма.
Источник - Hbr.org, автор - Мартин Ривз - старший партнер Boston Consulting Group и директор Bruce Henderson Institute
www.stplan.ru - 29.08.2015 15:06