Планирование стратегии взаимодействия участников финансово-промышленных групп
В статье рассматривается вопрос планирование стратегии взаимодействия участников финансово-промышленных групп. Отмечается, что планирование стратегии взаимодействия, с одной стороны, является подсистемой стратегического управления, с другой - оно представляет сущностную основу процесса стратегического планирования, которое отличается от него лишь этапами реализации и последующей оценки стратегии.
Дается определение стратегического планирования. Говорится о том, что процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений в компании.
Далее, в статье рассматривается сущность процесса планирования стратегии. Отмечается, что сущность процесса планирования сводится к ответу на четыре вопроса:
- Каково настоящее положение организации, какова стратегическая ситуация, в которой она находится?
- В каком положении руководство организации хочет видеть ее в будущем?
- Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?
- Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей руководства?
Далее, рассматриваются этапы стратегического планирования. Выделяется 6 этапов:
- миссия и цели;
- анализ внешней среды;
- анализ сильных и слабых сторон;
- анализ альтернатив и выбор стратегии;
- управление реализацией;
- оценка стратегии.
В статье также отмечается, что процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность, по мнению автора, связана с зависимостью процесса принятия предварительных решений от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.
Другая существенная проблема, которая выделяется в статье, заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.
Последняя проблема связана с тем, что организации обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же, как правило, отсутствуют у них и компетентные управляющие, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии.
Автором также отмечается, что альтернативность - важнейшая отличительная черта процесса планирования стратегии, связанная с необходимостью вести постоянный стратегический выбор. Основными элементами этого выбора являются миссия и цели, стратегии, стратегические задачи, программы, ресурсы и способы их распределения. В заключении статьи рассматриваются элементы стратегического выбора, которые представляются в виде пирамиды. Наверху пирамиды располагаются миссия и цели компании, разработанные стратегии, а в ее основании - ресурсы компании.
Источник -
Опубликовано 12.08.2007 13:13