Роль финансовой службы в формировании стратегии компании
В статье рассматривается роль финансовой службы в формировании стратегии компании. По данному вопросу была проведена дискуссия, в которой приняли участие топ-менеджеры крупных компаний. Основные моменты дискуссии описываются в данной статье.
Отмечается, что решая текущие проблемы, финансовые директора порой забывают о том, что стратегические вопросы развития компании тоже во многом зависят от них. По вопросу роли финансового директора в формировании стратегии предприятия была проведена дискуссия, основные моменты которой и описываются в статье.
Основные вопросы, которые были поставлены перед участниками дискуссии:
- роль финансового директора в формировании стратегических задач
- как контролировать реализацию стратегии
- как часто нужно пересматривать стратегию.
Участники сошлись во мнении, что на практике возможны различные подходы к формированию стратегии компании. Однако с самого начала следует четко определить, на какой срок формируется стратегия.
Говорится, что участники дискуссии определили, какие вопросы стратегического развития находятся в ведении финансового директора. Как известно, ФЭС является основным аналитическим центром, в котором собирается информация о компании. Поэтому именно финансовый директор способен определить, за счет каких источников можно профинансировать тот или иной вариант развития, насколько эффективными будут новые и текущие направления бизнеса и какой риск они несут. Владея этой информацией, он может влиять на намерения других менеджеров и акционеров с помощью финансовых показателей: ликвидности, доходности, уровня капитализации и т.д.
Участники "круглого стола" подчеркнули, что для обоснования своей точки зрения финансовому директору недостаточно рассчитать финансовые показатели того или иного варианта развития, а необходимо оперировать понятиями, относящимися к компетенции других отделов, например отдела маркетинга, производственного отдела и т.п.
Все финансовые директора, участники дискуссии, отметили, что наиболее острой проблемой, с которой приходится сталкиваться при обсуждении стратегических целей компании, является достижение консенсуса с собственниками бизнеса. Дело в том, что акционеры нередко меняют свои планы и соответственно задачи, которые ставят перед исполнителями. Это не всегда позволяет оптимально распределить финансовые ресурсы компании и порой приводит к дестабилизации работы.
В статье также говорится о том, что руководство компании должно в любой момент знать, как текущее положение бизнеса соотносится со стратегическими целями компании, чтобы при необходимости внести в работу коррективы. Поэтому, после того как план стратегического развития компании составлен, встает вопрос о контроле достижения стратегических целей.
По общему мнению участников дискуссии, контролировать достижение стратегических целей должен отдел внутреннего аудита или финансовая служба.
Рассматривается вопрос о том, как часто нужно пересматривать стратегию. Отмечается, что экономическая и политическая ситуация в России зачастую меняется. В таких условиях встает вопрос о пересмотре стратегических планов с учетом изменений внешней и внутренней среды компании. Как планировать действия компании в случае таких изменений, как часто необходимо пересматривать стратегию, чтобы, с одной стороны, не отстать от рынка, а с другой — не увлечься стратегическим планированием в ущерб текущей деятельности? Мнения участников "круглого стола" по этому вопросу разделились.
По мнению участников, в случае глобальных изменений во внешней или внутренней среде необходимо проводить внеочередной пересмотр стратегических планов.
В заключение дискуссии участники "круглого стола" сформулировали основные выводы:
- Каждое предприятие должно разработать стратегию развития и согласовать ее с собственниками и менеджментом. Это позволит создать систему организационных и тактических мероприятий и в конечном итоге достичь поставленных целей.
- Оперативный контроль реализации стратегии должен производиться на основе показателей, отражающих достижение тактических целей, которые в свою очередь формируются с учетом стратегических планов.
- Для прогнозирования и обоснования финансовой целесообразности того или иного сценария развития компании полезно применять математические модели оценки стоимости компании, а также сценарный анализ.
- Для того чтобы сделать процесс достижения намеченных стратегических целей оптимальным, необходимо управлять изменениями, то есть сформулировать набор правил и процедур, которые должны применяться при необходимости внесения корректив в стратегию.
Таким образом, роль финансовой службы и финансового директора в формировании стратегии ощутима, а на некоторых этапах играет решающую роль.
Источник -
Опубликовано 08.08.2007 20:44